Правило 90 минут
Некоторые молитвенные календари устанавливают время начала поста за определенное количество минут до восхода солнца на весь год.
Положение солнца - основной фактор, определяющий яркость сумерек. Чем выше солнце над горизонтом, тем больше света видно. В отличие от экватора, на севере солнце не восходит почти под прямым углом (вверх). На крайнем севере угол может быть настолько мал, что солнце не поднимается над горизонтом в течение месяцев. Поскольку солнце всегда движется по горизонту с одинаковой скоростью, ему также требуется больше времени, чтобы подняться выше, если оно не поднимается прямо. Таким образом, мы теперь знаем, что углы восхода солнца отличаются на севере и на экваторе. Однако этого недостаточно для полного понимания темы. Существует еще одно важное различие. Земля вращается вокруг своей оси, вызывая смену дня и ночи. Если бы существовало только это вращение, то угол восхода солнца оставался бы постоянным каждый день. Но есть ещё второй фактор, который приносит нам времена года - земля "качается" как замедляющийся вращающийся волчок, что приводит к появлению времен года, где один оборот соответствует одному году. На экваторе, это движение влияет на угол солнца лишь незначительно, что видно из следующего примера.
Времена сумерек для молитвы Фаджр на экваторе(город Накуру, Кения):
Дата | Восход | 18 градусов |
---|---|---|
01.01.2022 | 06:35 | 05:20 (75 мин) |
01.03.2022 | 06:44 | 05:35 (69 мин) |
01.06.2022 | 06:29 | 05:15 (74 мин) |
01.09.2022 | 06:32 | 05:22 (70 мин) |
На этом примере мы видим, почему ученые в некоторых странах, находящихся близко к экватору, могли устанавливать времена молитвы по определенным интервалам. Примером может служить молитва иша. Если взять иша в городе Накуру, Кения, можно установить следующее правило: так как время иша не изменяется более чем на 6 минут в течение всего года, мы можем всегда указывать его в календаре как 75 минут для упрощения. Таким образом, молитва всегда будет действительна, и нам не нужен календарь, мы знаем, что это всегда 1 час и 15 минут. Однако для Фаджра это не так просто, здесь нам нужно более точное время, так как пост и молитва начинаются одновременно. Если бы мы установили Фаджр в примере на 75 минут, то мы могли бы помолиться раньше времени, а если бы мы установили Фаджр на 69 минут, то мы могли бы пропустить время приема пищи. Поэтому это правило не применимо для времени поста.
На севере использование этого метода проблематично. Там, продолжительность сумерек значительно меняется со сменой времён года, и уже невозможно установить работающее правило.
Чтобы проиллюстрировать это, возьмем Берлин, время за 90 минут до восхода и определенные углы за горизонтом:
Дата | Восход | 90 минут | 12 градусов | 15 градусов | 18 градусов |
---|---|---|---|---|---|
01.01.2022 | 08:17 | 06:47 (90 мин) | 06:52 (85 мин) | 06:31 (106 мин) | 06:10 (127 мин) |
01.03.2022 | 06:53 | 05:23 (90 мин) | 05:39 (74 мин) | 05:20 (93 мин) | 05:00 (113 мин) |
01.06.2022 | 04:49 | 03:19 (90 мин) | 02:49 (120 мин) | 01:42 (187 мин) | Не достигает |
01.09.2022 | 06:16 | 04:46 (90 мин) | 04:56 (80 мин) | 04:32 (104 мин) | 04:06 (130 мин) |
Здесь мы видим, что продолжительность сумерек настолько различается, что выявить в них какое-либо правило невозможно. Предположим, мы хотим установить правило для иша, которое будет действительно в течение всего года, и ошибочно полагаем, что иша наступает при угле в 12 градусов за горизонтом, тогда правило должно быть: иша в Германии всегда через 120 минут после захода солнца. Но так как время иша наступает через 120 минут только в ⅕ года, это будет очень плохим и неточным описанием времени иша. Даже если мы возьмем среднее значение, мы будем молиться полгода раньше наступления иша. Таким образом, мы видим, что это правило нельзя применять для Фаджра. Предположим, мы ошибочно полагаем, что Фаджр наступает при угле в 12 градусов за горизонтом, то длительность будет от 74 до 120 минут. Если мы возьмем среднее значение 97 минут, то иногда молитва будет слишком рано, а время начала поста слишком поздно. То же самое касается и 74 минут - начало поста будет почти всегда слишком поздним, а если мы возьмем 120 минут, то молитва будет почти всегда слишком ранней.
Из этих примеров мы видим, что существуют определенные ситуации, в которых можно применить правило 80 или 90 минут. Однако это не относится к северу и здесь это правило применять нельзя.